Несчастные случаи на лифтах в России (2005 год)

Материал из Лифтопедия: онлайн энциклопедия о лифтах
Перейти к навигацииПерейти к поиску
  • Несчастный случай со смертельным исходом при эксплуатации пассажирского лифта в жилом доме (г. Нальчик, УТЭН по Кабардино-Балкарской Республике).

Лифт пассажирский грузоподъемностью 320 кг изготовлен в 1985 г. на Самаркандском лифтостроительном заводе им. 50-летия СССР. Номинальная скорость лифта 0,71 м/с, высота подъема 22,4 м, число пасса- жиров 4, остановок 9. Лифт введен в эксплуатацию 25.06.87, режим работы – круглосуточно. Техническое освидетельствование лифта проведено 13.09.05.

После окончания смены, в 8 ч, лифтер передала своей сменщице ключ от машинного помещения. Осмотрев лифт, сменщица расписалась в сменном журнале и заступила на дежурство согласно графику, утвержденному начальником ЖЭУ-6. При очередном обходе лифта (около 19 ч) она заметила открытую дверь шахты лифта на 1Iм этаже и, подойдя ближе, увидела, что из кабины лифта, находящейся на 50 см ниже посадочной площадки 2-го этажа, свешивается нога пострадавшей. О случившемся лифтер немедленно сообщила другому лифтеру, и вместе они вызвали по телефону ГУ МЧС Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, скорую помощь и милицию. Сотрудники ГУ МЧС, прибывшие на место происшествия в 19 ч 30 мин, при помощи инструментов вскрыли двери шахты 2-го этажа, так как они были заблокированы (ввиду того, что их не использовали), и обнаружили пострадавшую без признаков жизни. Из показаний сотрудников ГУ МЧС выяснилось, что тело пострадавшей находилось в сдавленном состоянии между полом кабины лифта и обрамлением дверей шахты 2-го этажа, при этом двери кабины были открыты. После извлечения тела пострадавшей из лифта работники скорой помощи констатировали ее смерть, причиной которой стало сдавливание грудной клетки. На основании заключения о техническом состоянии лифта, изучения места и обстоятельств несчастного случая комиссия по расследованию несчастного случая пришла к следующим выводам: _ двери кабины лифта на 1-м этаже были выведены за пределы рабочей зоны неустановленным лицом, в результате чего лифт был временно приведен в нерабочее состояние; _ кабина лифта освещалась, двери шахты и кабины лифта были открыты, посадочная площадка 1Iго этажа освещалась из кабины лифта; _ лифтер, обнаружив неисправность лифта, поднялась в машинное помещение в целях приведения его в рабочее состояние или для закрытия дверей шахты 1-го этажа. В это время пострадавшая зашла в кабину лифта. Попытка запустить лифт не удалась. Лифт с открытыми дверями шахты и кабины стал подниматься в момент выхода пострадавшей на посадочную площадку 1-го этажа, в результате чего она была зажата между полом кабины и фартуком обрамления шахты лифта на 2-м этаже; _ кабина лифта при открытых дверях могла быть приведена в движение только вручную штурвалом из машинного помещения в целях приведения лифта в рабочее состояние или для закрытия дверей шахты 1-го этажа. Об этом же говорит и характер травм пострадавшей (отсутствие следов крови и рваных ран на теле). В случае приведения кабины лифта в движение в автоматическом режиме с помощью электродвигателя лебедки кабина пришла бы на этаж вызова (4Iй этаж и выше), а характер телесных повреждений был бы иной. Причины несчастного случая: _ неудовлетворительная организация эксплуатации лифта МУП ЖХ-СЗ г. Нальчика, а именно: _ отсутствовал надлежащий производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководителей и специалистов МУП ЖХ-СЗ г. Нальчика; _ посадочные площадки на этажах не освещались; _ не обеспечивалось соблюдение трудовой дисциплины персоналом, обслуживающим лифты; _ не проведено очередное (ежегодное) техническое освидетельствование лифта. Нарушения со стороны ответственных лиц: _ директор МУП ЖХ-СЗ г. Нальчика не организовал на должном уровне производственный контроль на предприятии; _ главный инженер МУП ЖХ-СЗ г. Нальчика, ответственный за осуществление производственного контроля, не обеспечил своевременное проведение очередного технического освидетельствования лифтов и контроль за соблюдением ответственными работниками требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов; _ начальник ЖЭУI6 не обеспечил контроль исполнения должностных инструкций работниками ЖЭУ-6; _ главный инженер ЖЭУ-6 не обеспечил своевременное проведение периодического технического освидетельствования лифта, исправное освещение этажных посадочных площадок лифтов, соблюдение лифтерами их производственных инструкций; _ дежурный лифтер нарушила требования производственной инструкции, допустила перемещение кабины лифта при открытых дверях шахты и кабины при отсутствии второго лифтера.

  • В Астрахани осужден руководитель фирмы «Лифтсервис», по вине которого в лифте погибла девочка Собранные следственными органами Следственного комитета по Астраханской области доказательства Ленинский районный суд г.Астрахани посчитал достаточными для вынесения обвинительного приговора генеральному директору специализированной организации по эксплуатации лифтов «Лифтсервис» Юрию Юштину, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека). Следствием и судом установлено, что Юштин, являясь ответственным за организацию работы по соблюдению требований законодательства о промышленной безопасности, достоверно знал, что лифт в жилом доме по ул.Аксакова находится в недостаточно исправном состоянии, не обеспечивающем его безопасную работу, в частности, люк в машинном помещении не закрывался, а двери машинного помещения не имели запирающих устройств, однако не приостановил эксплуатацию данного опасного производственного объекта. В результате, когда днем 2 мая 2007 года произошла остановка лифта, в котором в это время находилась четырнадцатилетняя девочка, для ее освобождения неустановленное следствием лицо несанкционированно беспрепятственно проникло в машинное отделение указанного лифта с целью оказания некомпетентной помощи и произвело ручное растормаживание тормозного устройства лебедки. Это стало причиной движения кабины лифта вверх с нарастающей скоростью в тот момент, когда девочка пыталась выйти в разжатые дверцы лифта. В результате потерпевшая получила телесные повреждения, вследствие которых скончалась на месте. Приговором суда Юштину назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Кроме того, судом удовлетворены все исковые заявления о взыскании в пользу потерпевших компенсации морального вреда на общую сумму два миллиона рублей. http://astr-skr.ru/index.php?viewnews=628 Несчастный случай со смертельным исходом при эксплуатации пассажирского лифта в жилом доме в г. Астрахани (УТЭН по Астраханской области). Пассажирский лифт грузоподъемностью 320 кг с девятью остановочными площадками и скоростью 0,71 м/с изготовлен в 1987 т. на Могилевском лифтостроительном заводе. Эксплуатирующая лифт организация – ООО «Заболдинский». В день несчастного случая жительница дома вызвала лифт и поднялась на нем с сумками на 7Iй этаж. Выйдя из кабины лифта, она нажала кнопку приказов в кабине лифта, отправив лифт на 1Iй этаж. По прибытии кабины на 1-й этаж в нее вошли два пассажира. По прибытии кабины на 7-й этаж мужчина вышел из кабины, оставив в кабине лифта несовершен- нолетнюю. Дальнейшее развитие событий восстановлено со слов указанных мужчины и женщины, вышедших из лифта перед происшествием: кабина лифта при открытых дверях кабины лифта и шахты резко пошла вверх от рабоютающего двигателя лебедки, что привело к травмированию остававшейся в лифте девочки. В 12 ч 35 мин в диспетчерскую позвонила женщина и, плача, сообщила, что лифт сорвался, и в кабине остался ребенок (со слов оператора ООО СКФ «ЛифтСервис»). На вызов пошел электромеханик по техническому обслуживанию лифтов. По его словам, поднимаясь по этажам к машинному помещению, он на каждом этаже проверял блокировку дверей шахты на разрыв. Дойдя до 7-го этажа, увидел людей (человек пять), толпившихся у дверей шахты лифта. Людей на посадочной площадке он не запомнил, но обратил внимание на небольшой ломик у окна и догадался, что жильцы ломали двери шахты, не дожидаясь прихода электромеханика. Правая створка дверей шахты была открыта, левая – закрыта. Подойдя к дверям шахты, он увидел, что кабина лифта находится примерно на уровне 8-го этажа, а двери шахты на 8-м этаже закрыты. Поднявшись в машинное помещение (двери в машинное помещение были открыты), он выключил рубильник вводного устройства, спустился на 8Iй этаж, специальным ключом от- крыл двери шахты 8-го этажа и увидел, что двери кабины открыты, правая створка дверей кабины – полностью, а левая – наполовину, пол кабины на 40–50 см ниже уровня пола 8Iго этажа. В кабине находилась пострадавшая девочка: голова прислонена к правой створке двери кабины и упирается в стенку шахты под порогом 8-го этажа, нога свисает с пола кабины в шахту лифта. Электромеханик связался по сотовому телефону с оператором и попросил вызвать МЧС и скорую помощь. Через 30 мин приехали спасатели и врачи. Врачи констатировали смерть девочки. Спасатели попросили приподнять кабину лифта, чтобы освободить тело. Под их руководством электромеханик из машинного помещения вручную, в несколько этапов, приподнял кабину, спасатели освободили ногу девочки и попросили поставить кабину на уровень 9-го этажа, чтобы эвакуировать тело пострадавшей. По заключению ГУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» смерть наступила от механической асфиксии в результате сдавливания груди и живота. При осмотре места происшествия установлено: двери кабины лифта изготовлены из сплава алюминия; внешняя облицовка кабины отсутствует; нижняя часть кромок двери кабины деформирована на 50–150 мм в сторону открытия двери; порог кабины деформирован по направлению внутрь кабины; двери шахты на посадочных площадках 7, 8, 9-го этажей не повреждены. На створках дверей шахты посадочных площадок 7I и 8Iго этажей – потеки жидкости бурого цвета (похожей на кровь). Дверь и люк в машинное помещение открыты. Нарушений в блокировочных цепях, а именно, в схеме соединений дискретных выключателей, установленных в шахте лифта, не обнаружено. Принципиальная схема станции управления лифтом не нарушена. Причины несчастного случая: Основные выводы экспертной организации: _ технические неисправности лифта, указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности: _ повреждены пороги дверей всех девяти этажей шахты – демонтировано обрамление дверей шахты и повреждено обрамление дверей. Не закреплено обрамление (из дерева и ДСП) порталов проема дверей шахты; _ отсутствуют запоры на двери машинного помещения и технологического люка машинного помещения; _ сломан люк выхода на чердак здания, оторваны перила на лестнице подхода к машинному помещению; _ разбито окно в машинном помещении; _ двери шахты лифта с 1-го по 9-й этаж имеют общую изгибную деформацию в сторону от дверей внутрь шахты от 15 до 25 мм на всех этажах; _ зазоры между дверями шахты и обрамлением портала превышают норму на всех этажах и составляют 12–45 мм; _ повреждены двери кабины: изгибная деформация (прогиб) плоскости створок дверей составляет 32,0 мм; _ поврежден порог кабины лифта: сужение зазора между спаренными уголками направляющей движения башмаков створок дверей кабины в средней ее части составляет от 10 мм до 5,2 мм, вследствие чего левая (при входе в лифт) створка дверей кабины не перемещалась ни автоматически, ни принудительно (вручную); _ имеются механические повреждения верхней и нижней частей обрамления дверей кабины, в том числе на участке до 300 мм от пола; _ имеется суммарный перекос створок дверей шахты (вдв = 350 мм) на 1–9-м этажах, в частности: на 9-м этаже – 26 мм; на 8-м – 20 мм; на 7-м – 12 мм понизу и 22 мм поверху; _ створки дверей шахты на 1–9 этажах смещены на 5 до 20 мм; _ механизм открывания (закрывания) дверей кабины и шахты неисправен (не соответствует ни одному из требований НТД или конструкторской (проектной) документации (ПКД)): _ люфт быстроходного вала привода – 350°; _ радиальный люфт ролика диаметром 40 мм на оконечности водила составляет 2 мм (на оси 7 мм и втулке 15 мм); _ водило (длиной 165 мм) привода имеет окружной люфт на тихоходном валу червячного редуктора, что приводит к неконтролируемому перемещению его оконечности на 12 мм; _ лифт находился в технически неисправном состоянии. Выявленные неисправности, согласно ведомости дефектов, могли повлечь за собой несанкционированный доступ посторонних лиц в машинное помещение и управление оттуда лифтом вручную. Причина несчастного случая – движение кабины лифта вверх с нарастающей скоростью в результате ручного растормаживания тормозного устройства лебедки при отключенном электроприводе лифта.
  • Несчастный случай со смертельным исходом при эксплуатации пассажирского лифта в жилом доме в г. Павлово (МТУ ТЭН по Приволжскому федеральному округу). Пассажирский лифт модели ППI400А, установленный в жилом 9-этажном доме в 1987 г., изготовлен в 1985 г. на Самаркандском лифтостроительном заводе. Технические характеристики лифта: грузоподъемность 320 кг; высота подъема 22,4 м; число остановок 9; номинальная скорость передвижения 0,71 м/с. Лифт пущен в эксплуатацию 15.04.87 и находится на балансе МУП «Городское жилищное управление» г. Павлово. 22 мая 2007 г. около 19 ч гражданин, проживающий на 6Iм этаже, вышел на прогулку с грудным ребенком, находившимся в детской коляске. Вызвав кабину лифта на 6Iй этаж, после открытия дверей кабины и шахты, он стал вкатывать коляску в дверной проем. В это время кабина лифта начала движение вверх с открытыми дверями, заблокировав при этом передние колеса коляски. Пассажир попытался выдернуть коляску из дверей кабины, и это ему удалось. Однако коляска при освобождении из дверей кабины повернулась набок, и ребенок упал в приямок. В 19 ч 15 мин в помещение диспетчерского пульта прибежали жители дома и сообщили лифтерам о происшествии. Лифтеры передали информацию на диспетчерский пульт в МУП ГЖУ и аварийную службу ООО «Павловолифтремонт плюс». В это время на посадочной площадке 1Iго этажа уже работали представители МЧС. Они открыли дверь шахты на 1Iм этаже и достали оттуда ребенка, который умер по дороге в больницу. При расследовании установлено: _ причины движения кабины с открытыми дверями кабины и шахты: _ наличие токопроводящей перемычки между клеммами в электросхеме лифта. При этом система безопасности, контролирующая работу контактов дверей кабины, шахты, запирания автоматического замка дверей шахты, выведена из действия; _ неисправность устройства безопасности, предотвращающего работу лифта при наличии перемычек в цепи безопасности. Причины несчастного случая: _ неудовлетворительная организация технического обслуживания и ремонта лифтов в ООО «Павловолифтремонт плюс»: _ несоблюдение порядка обслуживания и ремонта лифтов закрепленным персоналом; _ низкое качество обслуживания и ремонта; _ неудовлетворительная организация эксплуатации лифтов в МУП «Городское жилищное управление»: _ невыполнение своих обязанностей лифтерами МУП ГЖУ в части осмотров лифтов в объеме, предусмотренном производственной инструкцией; _ невыполнение требований Ростехнадзора ежегодно инструктировать жителей по Правилам пользования лифтом. Ответственный за содержание лифта в исправном состоянии – электромеханик, который 16.05.07 провел его техническое обслуживание (ТО-2) (запись от 19.05.07). Техническая экспертиза выявила, что обслуживание выполнено формально, так как на момент происшествия неисправны блок УЗЛ (управления защитой лифта), реверс дверей, деформирован рычаг электрического устройства безопасности контроля закрытия дверей кабины и др. Инструктаж по Правилам пользования лифтами пострадавшего жильца не проводился. Пострадавший нарушил п. 4 Правил пользования лифтами: при входе в кабину лифта с коляской и находящимся в ней младенцем не взял последнего на руки. Осмотр лифта 22.05.07 лифтерами произведен формально, о чем свидетельствует запись в журнале осмотров о проверке лифта и его исправности в 18 ч 15 мин, в то время как в 19 ч 15 мин произошел несчастный случай. При осмотре было выявлено наличие перемычки в щите управления, исключающей работу электрических устройств безопасности. Заместитель директора ООО «Павловолифтремонт плюс», исполняющий обязанности главного инженера, не обеспечил выполнение должностной инструкции. Главный инженер МУП ГЖУ не обеспечил проверку соблюдения специалистами и рабочими требований промышленной безопасности и не организовал внедрение нового оборудования (системы диспетчерского контроля). Инженер ПТО МУП ГЖУ не обеспечила систематический контроль за организацией эксплуатации лифтов и работой лифтеров.
  • Групповой несчастный случай со смертельным исходом при модернизации пассажирского лифта в ООО «Казлифтсервис-4» (УТЭН по Республике Татарстан). Пассажирский лифт установлен в подъезде жилого дома в г. Казани. Оборудование лифта находилось в стадии демонтажно-монтажных работ. Пассажирский лифт изготовлен на Самаркандском лифтостроительном заводе в 1977 г. При расследовании несчастного случая руководством ООО «Казлифтсервис-4» представлены приказ о проведении модернизации на лифтах и распоряжение о закреплении лифтов за тремя электромеханиками для проведения капитального ремонта в целях модернизации. В распоряжении указано, что работы должны выполняться в течение рабочего дня, после проведения технического обслуживания закрепленных лифтов на участке № 29. Вследствие увольнения одного электромеханика, его лифты перезакрепили за двумя другими электромеханиками. В рабочие дни выполнять работы по модернизации лифтов не всегда представлялось возможным, поэтому электромеханики самостоятельно приняли решение выйти на работу в выходной день, чтобы выполнить работы по модернизации в срок. 10 ноября 2007 г. в 10 ч указанные электромеханики по лифтам 5-го разряда ООО «Казлифтсервис-4» вышли на объект для проведения работ по модернизации трех лифтов, установленных в 5- 6- и 7-м подъездах дома. Закончив работы по замене противовеса лифта в 6-м подъезде, около 17 ч электромеханики перешли для продолжения работы в 7-й подъезд. После проведения подготовительных мероприятий, около 17 ч 30 мин, они приступили к замене противовеса лифта. Вначале кабину лифта установили на одном уровне с противовесом. При этом демонтировали 11 грузов противовеса, складируя их на посадочной площадке 5-го этажа. Затем кабину лифта в режиме «Ревизия» (с крыши кабины лифта) подняли на уровень верхней посадочной площадки (9-й этаж), и один из электромехаников поднялся в машинное помещение лифта, установил одну струбцину на канатоведущий шкив лебедки лифта и опустил противовес на буфер в приямке, ослабив натяжение тяговых канатов со стороны противовеса лифта. Другой электромеханик в это время находился на посадочной площадке 9-го этажа. Проконтролировав ослабление натяжения тяговых канатов через открытые створки дверей шахты, он спустился на 1-й этаж и приступил к работам в приямке шахты лифта – демонтажу старого противовеса. В это время первый электромеханик, закрыв машинное помещение, подготавливал на площадке 1-го этажа оборудование нового противовеса к предстоящему монтажу. Демонтаж противовеса лифта продолжался приблизительно около двух часов. В 19 ч, после снятия верхней поперечной балки противовеса, второй электромеханик стал вытаскивать оставшуюся часть грузов, а первый – находился на тумбе буфера кабины в приямке шахты лифта и поддерживал стойки противовеса в вертикальном положении. Неожиданно освещение в шахте лифта погасло, и кабина упала. Второй электромеханик потерял сознание. Очнувшись, он обнаружил первого электромеханика зажатым между нижней балкой кабины лифта и буферами и не подававшим признаков жизни. По задней стенке кабины лифта он самостоятельно покинул приямок шахты лифта и, известив руководство ООО «Казлифтсервис-4» по мобильному телефону о случившемся, дождался приезда милиции и скорой медицинской помощи. Затем он был госпитализирован в Городскую больницу скорой медицинской помощи № 1 г. Казани. С помощью прибывших работников ООО «Казлифтсервис-4», совместно с работниками службы МЧС кабину приподняли выше уровня 1Iй посадочной площадки и подстраховали снизу упорами металлическими уголками). Работники МЧС извлекли тело погибшего из приямка на площадку 1Iго этажа. Согласно медицинскому заключению о степени тяжести, травма, полученная вторым электромехаником, относится к категории легких. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть электромеханика наступила от сочетанной травмы тела с множественными повреждениями внутренних органов. При расследовании установлено, что ранее (до замены противовеса на лифте) старую кабину заменили на новую, при этом кабина и противовес лифта были подвешены на старые тяговые канаты. Канат ограничителя скорости отсутствовал, а механизм ловителей кабины лифта отключен. В связи с этим на момент проведения работ в приямке шахты лифта отсутствовала возможность посадки кабины на ловители. Кроме того, дополнительно кабина не была подвешена на страховочные стропы, как предусмотрено при проведении указанных работ в Руководстве по эксплуатации завода-изготовителя. Осмотр оборудования лифта показал, что один из трех тяговых канатов имеет обрыв, происшедший в момент, когда кабина находилась в состоянии свободного падения с 9Iго этажа и приближалась к 1Iму этажу. Одновременно с этим заклинило ближний к редуктору канат за счет перекручивания крайних канатов, когда они находились в шахте со стороны противовеса. Первоначально струбцина была установлена на криволинейном участке ребра жесткости канатоведущего шкива (КВШ). Затем, с течением времени, за счет массы кабины и канатов произошло смещение струбцины по поверхности КВШ в сторону кабины с одновременным ослаблением зажима канатов (появление зазора между струбциной и канатами), о чем свидетельствует след (царапины) от перемещения струбцины на боковой поверхности КВШ. В момент проведения работ в приямке лифта кабина была зафиксирована с помощью всего лишь одной струбцины, а меры, исключающие движение кабины или ее падение (посадка кабины на ловители, подвеска кабины на страховочные стропы) не были приняты. Причины несчастного случая: _ несоблюдение технологии производства работ при модернизации лифта. Нарушение требований Инструкции по технике безопасности и охране труда для электромеханика по лифтам при проведении технического обслуживания, аварийно-технического обслуживания в процессе эксплуатации, а также технического освидетельствования лифтов. Недостаточный контроль со стороны ответственных «КазлифтсервисI4» за работой электромехаников и выполнением ими требований инструкций, приказов, распоряжений. Прораб участка № 29 не обеспечила соблюдение подчиненными электромеханиками технологической и производственной дисциплины, чем нарушила требования п. 2.8 и 4.3 должностной инструкции № 66 специалиста, ответственного за организацию технического обслуживания лифтов (прораб, мастер участка). Зам. директора ООО «Казлифтсервис-4», не осуществил должный контроль производственной деятельности участка № 29. Директор ООО «КазлифтсервисI4» не организовал достаточный контроль соблюдения установленного порядка производства работ при модернизации лифта.
  • В Нижнем Новгороде обсуждают жуткое происшествие в одном из домов города и поразительное безразличие ответственных лиц. 35-летний житель Канавинского района, ранее судимый, жил один после гибели родителей, часто пил. В день происшествия он сказал своей тете, что пойдет на чердак «что-нибудь творить». Сначала женщина не восприняла его слова всерьез, но через некоторое время поднялась на чердак и, не обнаружив племянника, заявила в милицию. Вскоре жители подъезда услышали человеческие стоны из шахты и обратились в ЖЭУ, но там никак не отреагировали на их просьбу, попросив не отвлекать на ерунду. Тогда жильцы вызвали МЧС. Когда прибыл аварийно-спасательный отряд, мужчина, прыгнувший в шахту лифта, уже скончался. Чтобы достать из шахты лифта тело самоубийцы, МЧС-никам пришлось ломать стену чужой квартиры: мужчина застрял между 7-ым и 8-ым этажами. «Сейчас дело передано в прокуратуру, - сообщили об обстоятельствах происшествия в РОВД Канавинского района. - Стоит вопрос о возбуждении уголовного дела против работников ЖЭУ, не отреагировавших на сообщение жильцов о необходимости экстренной помощи пострадавшему».