Эскалатор

Материал из Лифтопедия: онлайн энциклопедия о лифтах
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Эскалатор
Эскалатор

Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.

Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

История

Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался, поскольку техническая концепция была слишком сложной. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. Подъемное устройство представляло собой резиновую ленту с деревянными панелями, то есть фактически наклонную конвейерной ленты с фиксированными плоскими звеньями. Все дальнейшие разработки в последующие три десятилетия следовали этому принципу конструкции без ступенек, несмотря на существенное отличие с точки зрения пользователя, эту конструкцию также называют эскалатором.

Фактическим изобретателем эскалатора является Джордж А. Уиллер. Однако он не совершил прорыва сам: Чарльз Сибергер, который потерпел неудачу с собственными разработками, купил патент Уиллера в 1898 году.

Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт» Лондонского метрополитена.

Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.

Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут ввер

Интересные факты

Происшествия

  • 17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек.


Источники