Эскалатор: различия между версиями

Материал из Лифтопедия: онлайн энциклопедия о лифтах
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показано 15 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Image:Escalator.jpg|thumb|right|400px|alt=Эскалатор|Эскалатор]]
 
[[Image:Escalator.jpg|thumb|right|400px|alt=Эскалатор|Эскалатор]]
  
Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.
+
Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. В отличии от [[Траволатор|траволатора]] имеет гораздо больший наклон.
 +
 
 +
Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.
  
 
Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива [[Фуникулёр|фуникулёру]].
 
Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива [[Фуникулёр|фуникулёру]].
 +
 +
== История ==
 +
 +
''См. статью [[История эскалатора]]''
 +
 +
==Конструкция, компоненты и работа ==
 +
''См. статью [[Конструкция эскалатора]]''
 +
 +
== Энергопотребление ==
 +
 +
Обычный эскалатор требует в среднем 2-5  кВт электроэнергии (в зависимости от скорости и длины). Потребление энергии незначительно увеличивается из-за воздействия пассажиров. Во избежание простоев более современные эскалаторы имеют датчики в виде ступенчатых пластин или световых барьеров. Если датчики не срабатывают в течение некоторого времени, то вероятно на эскалаторе больше нет людей и электроника отключает эскалатор, а перезапускает его только тогда, когда кто-то встает на ступени. Более современные эскалаторы часто не выключаются полностью, а продолжают работать с очень низкой скоростью, что служит сигналом для приближающихся пассажиров о том, что эскалатор работает (и о направлении движения), а также предотвращается замерзание механизма при отрицательных температурах.
 +
 +
Эскалаторы часто имеют индикатор состояния с двумя маленькими лампочками на концах рядом с поручнями. В основном зеленый цвет означает работу (реже - синий); красный цвет означает обратное направление движения или неисправность. Эскалаторы в закрытых зданиях обычно не имеют такого устройства.
  
 
== Интересные факты ==
 
== Интересные факты ==
 
*В 1950 году между компаниями Otis и Haughton Elevator Co возник судебный спор за право обладать торговой маркой "эскалатор". Это привело к тому, что компания Отис отказалась от права на торговую марку «эскалатор».
 
*В 1950 году между компаниями Otis и Haughton Elevator Co возник судебный спор за право обладать торговой маркой "эскалатор". Это привело к тому, что компания Отис отказалась от права на торговую марку «эскалатор».
*http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-prazdniki/samyie-samyie-eskalatory.html
+
*Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх.
*https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post290248187/
+
*Эскалатор запечатлен в немом фильме "Броненосец Потемкин" режиссера Сергея Эйзенштейна.
 +
*Самый старый в мире эскалатор расположен в Нью-Йорке, в универмаге Macy's Herald Square. Он был установлен в 1927 году и функционирует по сей день, хотя и перенес десяток капитальных ремонтов.
 +
*Метро Санкт-Петербурга может похвастаться самым длинным в мире эскалатором. Он находится на станции метро «Адмиралтейская» и имеет протяженность в 137,4 метра, поднимая людей на высоту 68,7 метров.
 +
*В городе Кавасаки находится самый короткий эскалатор в мире. Его длина составляет всего 83 сантиметра, и он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
  
 
== Происшествия ==
 
== Происшествия ==
 
*17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек.  
 
*17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек.  
 
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
 
*[https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%82%A8%E3%82%B9%E3%82%AB%E3%83%AC%E3%83%BC%E3%82%BF%E3%83%BC エスカレーター (на япон.)]
 
*[https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%82%A8%E3%82%B9%E3%82%AB%E3%83%AC%E3%83%BC%E3%82%BF%E3%83%BC エスカレーター (на япон.)]
 
*[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 Википедия: Эскалатор]
 
*[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 Википедия: Эскалатор]
 +
*[https://de.wikipedia.org/wiki/Rolltreppe Википедия: Эскалатор (нем.)]
 +
*[http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-prazdniki/samyie-samyie-eskalatory.html Самые-самые эскалаторы]
  
 
[[Category:Лифты]]
 
[[Category:Лифты]]

Текущая версия на 14:52, 7 января 2023

Эскалатор
Эскалатор

Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. В отличии от траволатора имеет гораздо больший наклон.

Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.

Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.

История

См. статью История эскалатора

Конструкция, компоненты и работа

См. статью Конструкция эскалатора

Энергопотребление

Обычный эскалатор требует в среднем 2-5 кВт электроэнергии (в зависимости от скорости и длины). Потребление энергии незначительно увеличивается из-за воздействия пассажиров. Во избежание простоев более современные эскалаторы имеют датчики в виде ступенчатых пластин или световых барьеров. Если датчики не срабатывают в течение некоторого времени, то вероятно на эскалаторе больше нет людей и электроника отключает эскалатор, а перезапускает его только тогда, когда кто-то встает на ступени. Более современные эскалаторы часто не выключаются полностью, а продолжают работать с очень низкой скоростью, что служит сигналом для приближающихся пассажиров о том, что эскалатор работает (и о направлении движения), а также предотвращается замерзание механизма при отрицательных температурах.

Эскалаторы часто имеют индикатор состояния с двумя маленькими лампочками на концах рядом с поручнями. В основном зеленый цвет означает работу (реже - синий); красный цвет означает обратное направление движения или неисправность. Эскалаторы в закрытых зданиях обычно не имеют такого устройства.

Интересные факты

  • В 1950 году между компаниями Otis и Haughton Elevator Co возник судебный спор за право обладать торговой маркой "эскалатор". Это привело к тому, что компания Отис отказалась от права на торговую марку «эскалатор».
  • Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх.
  • Эскалатор запечатлен в немом фильме "Броненосец Потемкин" режиссера Сергея Эйзенштейна.
  • Самый старый в мире эскалатор расположен в Нью-Йорке, в универмаге Macy's Herald Square. Он был установлен в 1927 году и функционирует по сей день, хотя и перенес десяток капитальных ремонтов.
  • Метро Санкт-Петербурга может похвастаться самым длинным в мире эскалатором. Он находится на станции метро «Адмиралтейская» и имеет протяженность в 137,4 метра, поднимая людей на высоту 68,7 метров.
  • В городе Кавасаки находится самый короткий эскалатор в мире. Его длина составляет всего 83 сантиметра, и он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Происшествия

  • 17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек.

Источники