Элиша Грейвс Отис: различия между версиями

Материал из Лифтопедия: онлайн энциклопедия о лифтах
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «thumb|right|400px|alt=Отис|Элиша Грейвс Отис Элиша Грейвс Отис (англ. Elisha Graves Otis; 3 август...»)
 
Строка 14: Строка 14:
 
Метод его оказался весьма несложным, суть его состояла в том, что, если трос при подъеме грузов на верхние этажи обрывался, то распрямлялась специально установленная пружина, заставлявшая срабатывать тормозную систему, и [[кабина лифта]] садилась на [[ловитель|ловители]]. К несчастью, компания, в которой трудился Отис, обанкротилась, и он оказался без работы. Впрочем, именно в этот раз судьба, наконец, улыбнулась изобретателю, и вскоре две соседние фабрики, слышавшие о его изобретении, заказали ему по безопасному лифту. Однако настоящее признание пришло к Отису несколько позже – когда был запущен первый безопасный пассажирский лифт.
 
Метод его оказался весьма несложным, суть его состояла в том, что, если трос при подъеме грузов на верхние этажи обрывался, то распрямлялась специально установленная пружина, заставлявшая срабатывать тормозную систему, и [[кабина лифта]] садилась на [[ловитель|ловители]]. К несчастью, компания, в которой трудился Отис, обанкротилась, и он оказался без работы. Впрочем, именно в этот раз судьба, наконец, улыбнулась изобретателю, и вскоре две соседние фабрики, слышавшие о его изобретении, заказали ему по безопасному лифту. Однако настоящее признание пришло к Отису несколько позже – когда был запущен первый безопасный пассажирский лифт.
  
[[Image:Elisha_otis.jpg|thumb|right|400px|alt=Отис на лифтовой платформе|Отис во время демонстрации на выставке в 1954 году]]
+
[[Image:Elisha_otis.jpg|thumb|right|400px|alt=Отис на лифтовой платформе|Отис во время демонстрации на выставке в 1854 году]]
  
 
С 1852 года он трудился над собственным проектом, и в 1854 году Элиша Отис сумел по-настоящему поразить публику демонстрацией своего [[устройство безопасности|устройства безопасности]]. Так, на выставке в Кристалл-Пэлэс в Нью-Йорке (New York Crystal Palace) Отис продемонстрировал безопасность своего подъемного устройства весьма экстравагантным образом – он стоял на открытой платформе лифта, на которой кроме того было много груза, в то время как его ассистент на глазах у изумленной публики перерубал топором удерживавший его канат; к удивлению и даже изумлению зрителей платформа лифта, установленная примерно на уровне четвертого этажа, оставалась на месте и не падала вниз. Этот эффектный трюк Отис продемонстрировал не раз, всякий раз в конце шоу снимая шляпу и сообщая публике, что все безопасно. Вскоре этот номер стал абсолютным хитом выставки.
 
С 1852 года он трудился над собственным проектом, и в 1854 году Элиша Отис сумел по-настоящему поразить публику демонстрацией своего [[устройство безопасности|устройства безопасности]]. Так, на выставке в Кристалл-Пэлэс в Нью-Йорке (New York Crystal Palace) Отис продемонстрировал безопасность своего подъемного устройства весьма экстравагантным образом – он стоял на открытой платформе лифта, на которой кроме того было много груза, в то время как его ассистент на глазах у изумленной публики перерубал топором удерживавший его канат; к удивлению и даже изумлению зрителей платформа лифта, установленная примерно на уровне четвертого этажа, оставалась на месте и не падала вниз. Этот эффектный трюк Отис продемонстрировал не раз, всякий раз в конце шоу снимая шляпу и сообщая публике, что все безопасно. Вскоре этот номер стал абсолютным хитом выставки.

Версия 23:19, 25 февраля 2022

Отис
Элиша Грейвс Отис

Элиша Грейвс Отис (англ. Elisha Graves Otis; 3 августа 1811, Галифакс, Вермонт — 8 апреля 1861, Нью-Йорк) — американский изобретатель безопасного лифта (системы остановки лифта в шахте при обрыве каната).

Биография

Отис родился в многодетной семье (шестым ребёнком из шести детей) на ферме вблизи Галифакса (штат Вермонт). Из родительского дома он уехал в возрасте 20 лет и в итоге оказался в Трое, штат Нью-Йорк (Troy, New York), где жил в течение пяти лет и работал механиком.

В 1834 году он женился на Сьюзан А. Хоутон (Susan A. Houghton), с которой у них вскоре появились дети. В тот период Отис, который всегда много и усердно работал, пытаясь наладить собственный бизнес, все никак не мог войти в полосу везения – денег систематически не хватало, к тому же именно тогда он переболел страшной пневмонией, едва не стоившей ему жизни. Супруга его вскоре умерла, оставив Отису восьмерых сыновей, младший из которых был еще в пеленках.

В 1845 году он перебрался в Олбани, вблизи от Нью-Йорка, и в течение трёх лет работал механиком на фабрике кроватей «Тингли», где начал заниматься железнодорожными тормозами безопасности.

В 1852 году переехал в Нью-Йорк. Там столкнулся в работе с проблемой безопасности подъёма тяжелого оборудования на верхние этажи здания. При установке в здании лифта Отис применил привычный механизм подъемника грузов, и тот оказался как минимум очень далек от совершенства. Так, скоро Отис разработал свою собственную систему задержки лифта в случае обрыве троса или каната. Метод его оказался весьма несложным, суть его состояла в том, что, если трос при подъеме грузов на верхние этажи обрывался, то распрямлялась специально установленная пружина, заставлявшая срабатывать тормозную систему, и кабина лифта садилась на ловители. К несчастью, компания, в которой трудился Отис, обанкротилась, и он оказался без работы. Впрочем, именно в этот раз судьба, наконец, улыбнулась изобретателю, и вскоре две соседние фабрики, слышавшие о его изобретении, заказали ему по безопасному лифту. Однако настоящее признание пришло к Отису несколько позже – когда был запущен первый безопасный пассажирский лифт.

Отис на лифтовой платформе
Отис во время демонстрации на выставке в 1854 году

С 1852 года он трудился над собственным проектом, и в 1854 году Элиша Отис сумел по-настоящему поразить публику демонстрацией своего устройства безопасности. Так, на выставке в Кристалл-Пэлэс в Нью-Йорке (New York Crystal Palace) Отис продемонстрировал безопасность своего подъемного устройства весьма экстравагантным образом – он стоял на открытой платформе лифта, на которой кроме того было много груза, в то время как его ассистент на глазах у изумленной публики перерубал топором удерживавший его канат; к удивлению и даже изумлению зрителей платформа лифта, установленная примерно на уровне четвертого этажа, оставалась на месте и не падала вниз. Этот эффектный трюк Отис продемонстрировал не раз, всякий раз в конце шоу снимая шляпу и сообщая публике, что все безопасно. Вскоре этот номер стал абсолютным хитом выставки.

Первый пассажирский лифт-подъемник с безопасным устройством Отиса был установлен в Нью-Йорке 23 марта 1857 года в магазине EV Haughwout & Co. Примечательно, что в тот период сам изобретатель даже не подозревал, что его устройство безопасности вскоре будет широко использоваться при строительстве небоскребов; кстати, именно лифт Отиса в сочетании с изобретением стального каркаса для зданий дало саму возможность возведения небоскребов.

15 января 1861 года Отис запатентовал независимо управляемый паровой двигатель для использования в лифте (впервые установлен в 1862 году). Это изобретение заложило основу для бизнеса его двух сыновей, Чарльза и Нортона, основавших компанию Otis Elevator Company.

Отис работал над своими устройствами очень оригинальным способом - он никогда не пользовался чертежной доской, не чертил проектов и не делал даже эскизов. Планы его устройств он делал при минимальном соответствии с требованиями Патентного бюро.

Итак, трудные времена для изобретателя остались позади – заказы на изготовление новых, безопасных лифтов стали поступать на регулярной основе, и его семейная фирма с тех пор начала процветать. После смерти Отиса его сыновья продолжили семейное дело.

Элиша Грейвс Отис умер преждевременно, во время эпидемии дифтерии, 8 апреля 1861 года, не дожив несколько месяцев до своего 50-летия.

Источники