|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | [[Image:History-lift-1.jpg|thumb|right|400px|alt=Древнеримский подъемник|Древнеримский подъемник в Колизее]]
| |
| | | |
− | == Античность ==
| |
− |
| |
− | Впервые [[Лифт|лифт]] в своем трактате «Десять книг об архитектуре» описывает римский архитектор Витрувий, указывая на то, что конструкцию лифта разработал по его заказу Архимед из Сиракуз. Историки датируют рукопись 236 годом до н.э.
| |
− |
| |
− | Древним подъемным устройством — прообразом лифта является подъемник в одном из домов древнеримского города Геркуланум, который находится у подножия вулкана Везувий, и подобно Помпеям, стал его жертвой. При раскопках в доме были найдены хорошо сохранившиеся элементы подъемника, которое служило для поднятия приготовленных блюд из кухни в расположенную над ней столовую. Находка датируется 79 годом н.э, - годом извержения Везувия. Подъемник приводился в действие мускульной силой.
| |
− |
| |
− | Из свидетельств очевидцев гладиаторских боев известно, что лифты применялись в римском Колизее для того, чтобы поднимать на поверхность арены гладиаторов и животных. Современные исследователи установили, что в Колизее существовали 12 лифтов, приводимых в движение рабами при помощи системы блоков.
| |
− |
| |
− | == Новое время ==
| |
− |
| |
− | Более поздние упоминания о лифтах датируются серединой VI века (лифты Монастыря Святой Екатерины в Египте), первой четвертью XVIII века (во Франции) и XVII века (лифт Виндзорского замка в Великобритании, «Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов). В XVIII веке пассажирские лифты начали применяться в Российской империи (лифты дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково, подъёмные стол и кресло в петродворцовском Эрмитаже).
| |
− |
| |
− | В 1743 году в Версальском дворце короля Франции Людовика XV был сооружен пассажирский лифт. Он предназначался для того, чтобы его Величество смогло без особых усилий осчастливить своим визитом любовницу, апартаменты которой располагалась этажом выше.
| |
− |
| |
− | В 1795 году [[И.П.Кулибин|Иван Петрович Кулибин]] разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и спускных кресел) для Зимнего дворца. В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.
| |
− |
| |
− | В 1800 году впервые в качестве привода для лифта была применена паровая машина - был создан [[паровой лифт]].
| |
− |
| |
− | В 1845 году американец [[Вильям Томсон]] разработал первый [[гидравлический лифт]]. Это было время совместного существования паровых и гидравлических лифтов.
| |
− |
| |
− | В 1854 году [[Э.Г.Отис|Элиша Грейвс Отис]] продемонстрировал своё устройство безопасности — [[Ловитель|ловители]] — в Кристалл Паласе на выставке в Нью-Йорке. Отис становился на открытой платформе подъёмника и топором обрубал удерживавший её канат. При этом платформа оставалась на месте и не падала в [[шахта лифта|шахту]] благодаря ловителям.
| |
− |
| |
− | Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Устройство безопасности Отиса в сочетании с использованием стальных каркасов зданий дало возможность строить [[небоскрёб|небоскрёбы]].
| |
− |
| |
− | В 1859 году фирма Отиса поставила в отеле «Пятая авеню» [[винтовой лифт]]. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а [[Кабина лифта|кабина]] ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнём от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево — вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного её угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта. В отеле он был заменён в 1875 году. В этот период лифты, как правило, приводились в движение паровой машиной по [[Направляющие лифта|направляющим]], подъёмные канаты наматывались и сматывались с барабана.
| |
− |
| |
− | В 1867 году на Всемирной выставке в Париже [[Леон Эдду|Леоном Эдду]] был впервые показан [[гидравлический лифт]] c пустотелым [[плунжер|плунжером]] диаметром 24,5 см, составленный из четырех отдельных частей. Такой лифт имел ряд преимуществ по сравнению с [[Канатный лифт|канатными лифтами]]. Позже аналогичный лифт установили на [[Эйфелева башня|Эйфелевой башне]]. На этих лифтах удалось достичь высокой скорости движения кабины — до 3,5 м/с, но из-за значительной первоначальной стоимости и эксплуатационных расходов пришлось от них отказаться.
| |
− |
| |
− | В 1878 году был изобретён [[Ограничитель скорости|ограничитель скорости]], позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости.
| |
− |
| |
− | [[Первый электрический пассажирский лифт]] был запатентован в 1861 году всё тем же Отисом. Первый электрический пассажирский лифт с реечным механизмом был изготовлен немецкой фирмой [[Siemens&Halske]] в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Первый электрический лифт фирмы «Отис» был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскрёбов в 1889 году. С тех пор проблема подъёма больше не сдерживала рост зданий вверх. В конце XIX века появились [[Лебедка лифта|лебёдки]] с [[Шкив лебедки лифта|канатоведущими шкивами]], это были лебёдки с двойным обхватом шкива.
| |
− |
| |
− | В 1887 году американец [[Александр Майлс]] получил патент на электрический лифт, в котором была предусмотрена [[система блокировки дверей]] лифтовой шахты при отсутствии кабины на этаже.
| |
− |
| |
− | == Новейшее время ==
| |
− |
| |
− | К началу XX века электрические лифты получили широкое распространение, постепенно вытесняя лифты с другими типами приводов. В 1920-х годах появились лебёдки с одинарным обхватом канатоведущего шкива, которые широко применяются и сейчас.
| |
− |
| |
− | С этого времени началось развитие современных лифтов и распространение их по городам мира. Дальнейшие изобретения в сфере лифтов, в основном, касались [[система управления лифтом|систем управления]] и автоматизации обслуживания. Если для обслуживания первых лифтов требовался целый штат сотрудников (инженер для управления паровой машиной, лифтер в кабине, дежурные на этажах для закрывания и открывания дверей шахты), то к началу XX века вполне достаточно было одного [[лифтёр|лифтера]] в каждом лифте и одного [[электромеханик|электромеханика]] на несколько лифтов в здании. Лифтеры, одетые в униформу, подобно швейцарам стали одними из ключевых фигур обслуживающего персонала каждого отеля того времени. Но, созданная в 1924 году фирмой Otis Elevator система вызова лифта нажатием кнопки на этаже, и автоматические двери, изобретенные инженером [[Хаугтоном]] в 1926 году, позволили полностью автоматизировать лифты и упростить их обслуживание.
| |
− |
| |
− | == Отечественное лифтостроение ==
| |
− |
| |
− | В Российской империи не было большого количества высоких инженерных сооружений в силу большого количества земельного фонда. Лифты в большинстве случаев использовались только в промышленности. В связи с Первой мировой войной, сменой власти, гражданской войной и экономическим спадом отечественное лифтостроение сильно отставало от зарубежного.
| |
− |
| |
− | После окончания Великой Отечественной войны [[лифтостроение]] в СССР получило развитие. В конце 1940-х годов, в [[СССР]] было освоено серийное производство типовых конструкций лифтов общего назначения и [[скоростной лифт|скоростных лифтов]]. В 1955—1956 годах [[ВНИИПТМАШ]] совместно с трестом [[Союз лифт|«Союз Лифт»]] создали типовой ряд конструкций пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий грузоподъёмностью от 320 до 1000 кг, а также типовой ряд грузовых лифтов грузоподъёмностью от 100 до 5000 кг и больничный лифт грузоподъёмностью 500 кг.
| |
− |
| |
− | В 1963 году было организовано Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам (сокращёно ЦПКБ). [[ЦПКБ]] по лифтам в 1966—1967 годах разработало новый параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62 исполнениями. С ростом больших городов и появлением многоэтажной застройки значительно возрос и [[лифтовой парк]]. В конце 1990-х годов появились лифты, в которых управление осуществлялось с применением очень малого количества [[электроконтактных реле]]. Главным управляющим элементом стал [[микроконтроллер]], то есть был осуществлён переход на более современную элементную базу. Несмотря на значительное многообразие типов и конструкций современных лифтов, все они состоят из основных элементов, имеющих принципиально одинаковое значение.
| |
− |
| |
− | == Лифтостроение за рубежом ==
| |
− |
| |
− | Очередная революция в лифтостроении произошла, когда финская компания [[KONE|«KONE»]] изобрела и в 1996 году запустила в массовое производство лифты [[MonoSpace]], благодаря безредукторному приводу [[EcoDisc]] не требующие [[машинного помещения]].
| |
− |
| |
− | Второй компанией в мире, начавшей выпускать лифты без машинного помещения, в 2000 году стала [[OTIS|«Otis»]]. Она применила в своей конструкции привод [[Gen2]], использующий вместо металлических [[тросов]] полиуретановые ремни, которые, по мнению разработчиков, должны были снизить шум. Но в результате они породили другие проблемы: в частности, капризность нового привода к незначительному проседанию стен шахты (сопутствующему всем новым строениям), из-за чего вместо бесшумности получался сильнейший скрежет ремней до тех пор, пока привод заново не настраивался строго по горизонту, что могло продолжаться годами.
| |
− |
| |
− | В том же 2000 году лифтами без машинного помещения отметилась компания [[«Schindler»]], также, как и «Otis», использующая ремни.
| |
− |
| |
− | В 2007 году компания «KONE» разработала лифт [[MaxiSpace]], не требующий не только машинного помещения, но и [[Противовес лифта|противовеса]]. Лифт имеет максимальные размеры кабины при имеющихся габаритах [[шахта лифта|шахты]].
| |
− |
| |
− | В 2007 году компания [[«Сити Лифт»]] выпустила первый российский [[энергосберегающий лифт]] без машинного помещения.
| |
− |
| |
− | == Источники ==
| |
− |
| |
− | *[http://rgo-sib.ru/news/54.htm История техники | История изобретения лифта]
| |
− | *[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%84%D1%82 Википедия: Лифт]
| |
− | *[http://www.theelevatormuseum.org/timeline.php The Elevator Museum]
| |
− |
| |
− | [[Category:История]]
| |