Эскалатор: различия между версиями
(не показано 11 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Image:Escalator.jpg|thumb|right|400px|alt=Эскалатор|Эскалатор]] | [[Image:Escalator.jpg|thumb|right|400px|alt=Эскалатор|Эскалатор]] | ||
− | Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах. | + | Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. В отличии от [[Траволатор|траволатора]] имеет гораздо больший наклон. |
+ | |||
+ | Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах. | ||
Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива [[Фуникулёр|фуникулёру]]. | Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива [[Фуникулёр|фуникулёру]]. | ||
== История == | == История == | ||
− | |||
− | + | ''См. статью [[История эскалатора]]'' | |
+ | |||
+ | ==Конструкция, компоненты и работа == | ||
+ | ''См. статью [[Конструкция эскалатора]]'' | ||
+ | |||
+ | == Энергопотребление == | ||
− | + | Обычный эскалатор требует в среднем 2-5 кВт электроэнергии (в зависимости от скорости и длины). Потребление энергии незначительно увеличивается из-за воздействия пассажиров. Во избежание простоев более современные эскалаторы имеют датчики в виде ступенчатых пластин или световых барьеров. Если датчики не срабатывают в течение некоторого времени, то вероятно на эскалаторе больше нет людей и электроника отключает эскалатор, а перезапускает его только тогда, когда кто-то встает на ступени. Более современные эскалаторы часто не выключаются полностью, а продолжают работать с очень низкой скоростью, что служит сигналом для приближающихся пассажиров о том, что эскалатор работает (и о направлении движения), а также предотвращается замерзание механизма при отрицательных температурах. | |
− | + | Эскалаторы часто имеют индикатор состояния с двумя маленькими лампочками на концах рядом с поручнями. В основном зеленый цвет означает работу (реже - синий); красный цвет означает обратное направление движения или неисправность. Эскалаторы в закрытых зданиях обычно не имеют такого устройства. | |
== Интересные факты == | == Интересные факты == | ||
Строка 18: | Строка 24: | ||
*Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх. | *Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх. | ||
*Эскалатор запечатлен в немом фильме "Броненосец Потемкин" режиссера Сергея Эйзенштейна. | *Эскалатор запечатлен в немом фильме "Броненосец Потемкин" режиссера Сергея Эйзенштейна. | ||
− | * | + | *Самый старый в мире эскалатор расположен в Нью-Йорке, в универмаге Macy's Herald Square. Он был установлен в 1927 году и функционирует по сей день, хотя и перенес десяток капитальных ремонтов. |
− | * | + | *Метро Санкт-Петербурга может похвастаться самым длинным в мире эскалатором. Он находится на станции метро «Адмиралтейская» и имеет протяженность в 137,4 метра, поднимая людей на высоту 68,7 метров. |
+ | *В городе Кавасаки находится самый короткий эскалатор в мире. Его длина составляет всего 83 сантиметра, и он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. | ||
== Происшествия == | == Происшествия == | ||
*17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек. | *17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек. | ||
− | |||
== Источники == | == Источники == | ||
*[https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%82%A8%E3%82%B9%E3%82%AB%E3%83%AC%E3%83%BC%E3%82%BF%E3%83%BC エスカレーター (на япон.)] | *[https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%82%A8%E3%82%B9%E3%82%AB%E3%83%AC%E3%83%BC%E3%82%BF%E3%83%BC エスカレーター (на япон.)] | ||
*[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 Википедия: Эскалатор] | *[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 Википедия: Эскалатор] | ||
+ | *[https://de.wikipedia.org/wiki/Rolltreppe Википедия: Эскалатор (нем.)] | ||
+ | *[http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-prazdniki/samyie-samyie-eskalatory.html Самые-самые эскалаторы] | ||
[[Category:Лифты]] | [[Category:Лифты]] |
Текущая версия на 14:52, 7 января 2023
Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. В отличии от траволатора имеет гораздо больший наклон.
Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.
Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.
Содержание
История
См. статью История эскалатора
Конструкция, компоненты и работа
См. статью Конструкция эскалатора
Энергопотребление
Обычный эскалатор требует в среднем 2-5 кВт электроэнергии (в зависимости от скорости и длины). Потребление энергии незначительно увеличивается из-за воздействия пассажиров. Во избежание простоев более современные эскалаторы имеют датчики в виде ступенчатых пластин или световых барьеров. Если датчики не срабатывают в течение некоторого времени, то вероятно на эскалаторе больше нет людей и электроника отключает эскалатор, а перезапускает его только тогда, когда кто-то встает на ступени. Более современные эскалаторы часто не выключаются полностью, а продолжают работать с очень низкой скоростью, что служит сигналом для приближающихся пассажиров о том, что эскалатор работает (и о направлении движения), а также предотвращается замерзание механизма при отрицательных температурах.
Эскалаторы часто имеют индикатор состояния с двумя маленькими лампочками на концах рядом с поручнями. В основном зеленый цвет означает работу (реже - синий); красный цвет означает обратное направление движения или неисправность. Эскалаторы в закрытых зданиях обычно не имеют такого устройства.
Интересные факты
- В 1950 году между компаниями Otis и Haughton Elevator Co возник судебный спор за право обладать торговой маркой "эскалатор". Это привело к тому, что компания Отис отказалась от права на торговую марку «эскалатор».
- Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх.
- Эскалатор запечатлен в немом фильме "Броненосец Потемкин" режиссера Сергея Эйзенштейна.
- Самый старый в мире эскалатор расположен в Нью-Йорке, в универмаге Macy's Herald Square. Он был установлен в 1927 году и функционирует по сей день, хотя и перенес десяток капитальных ремонтов.
- Метро Санкт-Петербурга может похвастаться самым длинным в мире эскалатором. Он находится на станции метро «Адмиралтейская» и имеет протяженность в 137,4 метра, поднимая людей на высоту 68,7 метров.
- В городе Кавасаки находится самый короткий эскалатор в мире. Его длина составляет всего 83 сантиметра, и он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Происшествия
- 17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек.