История эскалатора: различия между версиями
(не показано 14 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Image: | + | [[Image:EscalatorFirst.jpg|thumb|right|400px|alt=КПервый эскалатор в мире|Первый эскалатор в мире]] |
− | Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался, поскольку техническая концепция была слишком сложной. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. Подъемное устройство представляло собой резиновую ленту с деревянными панелями, то есть фактически наклонную конвейерной ленты с фиксированными плоскими звеньями. Все дальнейшие разработки в последующие три десятилетия следовали этому принципу конструкции без ступенек, несмотря на существенное отличие с точки зрения пользователя, эту конструкцию также называют эскалатором. | + | ==Первые патенты== |
+ | Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался, поскольку техническая концепция была слишком сложной. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. Там он оставался в течение двух недель и перевез около 75 000 пассажиров, пока его не перевезли на Бруклинский мост. Подъемное устройство представляло собой резиновую ленту с деревянными панелями, то есть фактически наклонную конвейерной ленты с фиксированными плоскими звеньями. Все дальнейшие разработки в последующие три десятилетия следовали этому принципу конструкции без ступенек, несмотря на существенное отличие с точки зрения пользователя, эту конструкцию также называют эскалатором. | ||
− | Фактическим изобретателем эскалатора является Джордж А. Уиллер. Однако он не совершил прорыва сам: Чарльз Сибергер, который потерпел неудачу с собственными разработками, купил патент Уиллера в 1898 году. | + | Фактическим изобретателем эскалатора является Джордж А. Уиллер. Однако он не совершил прорыва сам: [[Чарльз Сибергер]], который потерпел неудачу с собственными разработками, купил патент Уиллера в 1898 году. |
+ | ==История названия "эскалатор"== | ||
+ | Сибергер зарегистрировал торговую марку слова «эскалатор» в 1900 году, чтобы совпасть с дебютом его устройства на Всемирной выставке. Изобретатель обратился к латинскому лексикону и принял в качестве корня слово «Scala» (в переводе "ступени"), в качестве префикса «E» и в качестве суффикса «Tor». Перевод созданного таким образом слова был «средство перехода от», и оно должно было произноситься как «es‧ʹkæl‧ə‧tər» (es-CAL-a-tor). Однако публика стала произносить это слово как «escə‧lāʹ‧tər» (es-ca-LĀ-tor). | ||
+ | |||
+ | ==Исторические эскалаторы== | ||
+ | Известные примеры исторических эскалаторов, которые все еще работают: | ||
+ | *Пешеходный туннель Святой Анны под рекой Шельда в Антверпене, Бельгия, открыт в 1933 году. | ||
+ | *Велосипедный туннель Маастуннеля, примыкающий к автомобильному туннелю в Роттердаме, Нидерланды, был открыт в 1942 году. | ||
+ | *Пешеходный туннель, Тайн-энд-Уир, Англия, построенный в 1951 году. | ||
+ | *Универмаг Macy's Herald Square, Нью-Йорк, США, открылся в 1920-х годах. | ||
+ | |||
+ | ==Этикет== | ||
+ | *В большинстве стран пользователи, желающие стоя перемещаться по эскалатору, держатся одной стороны, чтобы позволить другим пройти мимо них с другой. Согласно историческим причинам, пользователи в Канаде, Германии, Гонконге, Тайване, Великобритании, Франции и США должны стоять справа и ходить слева. Однако в Австралии и Новой Зеландии все наоборот. Практика может отличаться от города к городу внутри страны - в Осаке пользователи стоят справа, тогда как в Токио (и в большинстве других японских городов) пассажиры стоят слева. | ||
+ | *На всех станциях токийского метро рядом с эскалаторами есть плакаты, которые призывают пользователей не идти пешком, а стоять по обе стороны. Стояние с одной стороны и хождение по другой может вызвать неравномерный износ механизмов эскалатора. | ||
+ | |||
+ | ==Эскалаторы в мире== | ||
Станцию [[метрополитен|метрополитена]] впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт» Лондонского метрополитена. | Станцию [[метрополитен|метрополитена]] впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт» Лондонского метрополитена. | ||
Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году. Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в Лондоне — произошло это в 1911 году на станции Earl's Court. | Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году. Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в Лондоне — произошло это в 1911 году на станции Earl's Court. | ||
+ | ==Экалаторы в России== | ||
Первые эскалаторы в СССР появились в Москве. При строительстве первой очереди [[Московского метрополитена]] на четырёх станциях глубокого заложения были установлены эскалаторы. | Первые эскалаторы в СССР появились в Москве. При строительстве первой очереди [[Московского метрополитена]] на четырёх станциях глубокого заложения были установлены эскалаторы. | ||
− | Единственными импортными эскалаторами в СССР с 1935 года являлись эскалаторы финской компании [[KONE]]. Другие иностранные производители появились у нас лишь после распада СССР в 1991 году. Эскалаторы KONE устанавливались только в значимых местах: Московский Кремль, Дворец Съездов, и т.п. В настоящее время эскалаторы KONE установлены во многих пассажах, торговых центрах и аэропортах [[России]] и стран [[СНГ]]. | + | Единственными импортными эскалаторами в СССР с 1935 года являлись эскалаторы финской компании [[KONE]]. Другие иностранные производители появились у нас лишь после распада СССР в 1991 году. Эскалаторы KONE устанавливались только в значимых местах: Московский Кремль, Дворец Съездов, и т.п. В настоящее время эскалаторы KONE установлены во многих пассажах, торговых центрах и аэропортах [[Россия|России]] и стран [[СНГ]]. |
Во времена СССР эскалаторы использовались преимущественно в метро (хотя также использовались на вокзалах, в некоторых торговых центрах, театрах и концертных залах). Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются там, где перепад высот на марше составляет более 5 метров, а на спуск — где перепад высот более 7 метров (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют). | Во времена СССР эскалаторы использовались преимущественно в метро (хотя также использовались на вокзалах, в некоторых торговых центрах, театрах и концертных залах). Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются там, где перепад высот на марше составляет более 5 метров, а на спуск — где перепад высот более 7 метров (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют). | ||
Строка 21: | Строка 38: | ||
==Источники== | ==Источники== | ||
*[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 Википедия: эскалатор] | *[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 Википедия: эскалатор] | ||
+ | *[https://ru.abcdef.wiki/wiki/Escalator] | ||
[[Category:История]] | [[Category:История]] |
Текущая версия на 17:17, 6 ноября 2024
Содержание
Первые патенты
Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался, поскольку техническая концепция была слишком сложной. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. Там он оставался в течение двух недель и перевез около 75 000 пассажиров, пока его не перевезли на Бруклинский мост. Подъемное устройство представляло собой резиновую ленту с деревянными панелями, то есть фактически наклонную конвейерной ленты с фиксированными плоскими звеньями. Все дальнейшие разработки в последующие три десятилетия следовали этому принципу конструкции без ступенек, несмотря на существенное отличие с точки зрения пользователя, эту конструкцию также называют эскалатором.
Фактическим изобретателем эскалатора является Джордж А. Уиллер. Однако он не совершил прорыва сам: Чарльз Сибергер, который потерпел неудачу с собственными разработками, купил патент Уиллера в 1898 году.
История названия "эскалатор"
Сибергер зарегистрировал торговую марку слова «эскалатор» в 1900 году, чтобы совпасть с дебютом его устройства на Всемирной выставке. Изобретатель обратился к латинскому лексикону и принял в качестве корня слово «Scala» (в переводе "ступени"), в качестве префикса «E» и в качестве суффикса «Tor». Перевод созданного таким образом слова был «средство перехода от», и оно должно было произноситься как «es‧ʹkæl‧ə‧tər» (es-CAL-a-tor). Однако публика стала произносить это слово как «escə‧lāʹ‧tər» (es-ca-LĀ-tor).
Исторические эскалаторы
Известные примеры исторических эскалаторов, которые все еще работают:
- Пешеходный туннель Святой Анны под рекой Шельда в Антверпене, Бельгия, открыт в 1933 году.
- Велосипедный туннель Маастуннеля, примыкающий к автомобильному туннелю в Роттердаме, Нидерланды, был открыт в 1942 году.
- Пешеходный туннель, Тайн-энд-Уир, Англия, построенный в 1951 году.
- Универмаг Macy's Herald Square, Нью-Йорк, США, открылся в 1920-х годах.
Этикет
- В большинстве стран пользователи, желающие стоя перемещаться по эскалатору, держатся одной стороны, чтобы позволить другим пройти мимо них с другой. Согласно историческим причинам, пользователи в Канаде, Германии, Гонконге, Тайване, Великобритании, Франции и США должны стоять справа и ходить слева. Однако в Австралии и Новой Зеландии все наоборот. Практика может отличаться от города к городу внутри страны - в Осаке пользователи стоят справа, тогда как в Токио (и в большинстве других японских городов) пассажиры стоят слева.
- На всех станциях токийского метро рядом с эскалаторами есть плакаты, которые призывают пользователей не идти пешком, а стоять по обе стороны. Стояние с одной стороны и хождение по другой может вызвать неравномерный износ механизмов эскалатора.
Эскалаторы в мире
Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт» Лондонского метрополитена.
Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году. Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в Лондоне — произошло это в 1911 году на станции Earl's Court.
Экалаторы в России
Первые эскалаторы в СССР появились в Москве. При строительстве первой очереди Московского метрополитена на четырёх станциях глубокого заложения были установлены эскалаторы.
Единственными импортными эскалаторами в СССР с 1935 года являлись эскалаторы финской компании KONE. Другие иностранные производители появились у нас лишь после распада СССР в 1991 году. Эскалаторы KONE устанавливались только в значимых местах: Московский Кремль, Дворец Съездов, и т.п. В настоящее время эскалаторы KONE установлены во многих пассажах, торговых центрах и аэропортах России и стран СНГ.
Во времена СССР эскалаторы использовались преимущественно в метро (хотя также использовались на вокзалах, в некоторых торговых центрах, театрах и концертных залах). Согласно нормам строительства метро, эскалаторы на подъём устанавливаются там, где перепад высот на марше составляет более 5 метров, а на спуск — где перепад высот более 7 метров (ряд станций построен до утверждения этих норм, и там они не действуют).
Согласно СНиП 32-02-2003, следует предусматривать оборудование станций и переходов метро эскалаторами при перепаде высот от 3,5 метров.
В последнее десятилетие эскалаторы очень часто стали устанавливаться в крупных магазинах и торговых центрах.