Эскалатор: различия между версиями
Строка 13: | Строка 13: | ||
Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году. | Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году. | ||
+ | |||
+ | == Энергопотребление == | ||
+ | |||
+ | Обычный эскалатор требует в среднем 2-5 кВт электроэнергии (в зависимости от скорости и длины). Потребление энергии незначительно увеличивается из-за воздействия пассажиров. Во избежание простоев более современные эскалаторы имеют датчики в виде ступенчатых пластин или световых барьеров. Если датчики не срабатывают в течение некоторого времени, то вероятно на эскалаторе больше нет людей и электроника отключает эскалатор, а перезапускает его только тогда, когда кто-то встает на ступени. Более современные эскалаторы часто не выключаются полностью, а продолжают работать с очень низкой скоростью, что служит сигналом для приближающихся пассажиров о том, что эскалатор работает (и о направлении движения), а также предотвращается замерзание механизма при отрицательных температурах. | ||
+ | |||
+ | Эскалаторы часто имеют индикатор состояния с двумя маленькими лампочками на концах рядом с поручнями. В основном зеленый цвет означает работу (реже - синий); красный цвет означает обратное направление движения или неисправность. Эскалаторы в закрытых зданиях обычно не имеют такого устройства. | ||
== Интересные факты == | == Интересные факты == |
Версия 16:14, 20 августа 2021
Эскалатор (англ. escalator, составлено по образу слова elevator, от фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы распространены на станциях метрополитенов, вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.
Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.
История
Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом 9 марта 1859 года, однако данный патент № 25076 на «движущуюся по кругу лестницу» (англ. revolving stairs) никем никогда не использовался, поскольку техническая концепция была слишком сложной. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника» (англ. inclined elevator). Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов. Подъемное устройство представляло собой резиновую ленту с деревянными панелями, то есть фактически наклонную конвейерной ленты с фиксированными плоскими звеньями. Все дальнейшие разработки в последующие три десятилетия следовали этому принципу конструкции без ступенек, несмотря на существенное отличие с точки зрения пользователя, эту конструкцию также называют эскалатором.
Фактическим изобретателем эскалатора является Джордж А. Уиллер. Однако он не совершил прорыва сам: Чарльз Сибергер, который потерпел неудачу с собственными разработками, купил патент Уиллера в 1898 году.
Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт» Лондонского метрополитена.
Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрёл к 1921 году.
Энергопотребление
Обычный эскалатор требует в среднем 2-5 кВт электроэнергии (в зависимости от скорости и длины). Потребление энергии незначительно увеличивается из-за воздействия пассажиров. Во избежание простоев более современные эскалаторы имеют датчики в виде ступенчатых пластин или световых барьеров. Если датчики не срабатывают в течение некоторого времени, то вероятно на эскалаторе больше нет людей и электроника отключает эскалатор, а перезапускает его только тогда, когда кто-то встает на ступени. Более современные эскалаторы часто не выключаются полностью, а продолжают работать с очень низкой скоростью, что служит сигналом для приближающихся пассажиров о том, что эскалатор работает (и о направлении движения), а также предотвращается замерзание механизма при отрицательных температурах.
Эскалаторы часто имеют индикатор состояния с двумя маленькими лампочками на концах рядом с поручнями. В основном зеленый цвет означает работу (реже - синий); красный цвет означает обратное направление движения или неисправность. Эскалаторы в закрытых зданиях обычно не имеют такого устройства.
Интересные факты
- В 1950 году между компаниями Otis и Haughton Elevator Co возник судебный спор за право обладать торговой маркой "эскалатор". Это привело к тому, что компания Отис отказалась от права на торговую марку «эскалатор».
- Практически с самого начала те, кто не шёл по эскалатору, а просто стоял, становились справа, чтобы слева пропустить идущих пассажиров. Таким образом перед эскалатором создаётся очередь, так как полностью задействована только правая его сторона. А часть тех, кто идёт вверх по левой стороне — делают это чтобы не ждать очередь — не едут стоя, боясь осуждения сзади идущих. Этот «подземный этикет» соблюдается во многих странах мира и поныне. Когда люди просто стоят и на левой и на правой сторонах — пропускная способность эскалатора гораздо выше, чем когда по левой стороне идут вверх.
- Эскалатор запечатлен в немом фильме "Броненосец Потемкин" режиссера Сергея Эйзенштейна.
- http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-prazdniki/samyie-samyie-eskalatory.html
- https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post290248187/
Происшествия
- 17 февраля 1982 года на станции «Авиа-Моторная» в московском метро, действовавшем в то время в столице Советского Союза, обрушился эскалатор , в результате чего погибли 8 человек и были ранены около 30 человек.