Башмак скользящий
Скользящие башмаки можно применять только на грузовых лифтах с малыми скоростями при небольшой высоте обслуживаемого помещения. В пассажирских лифтах со скоростью до 1,6 м/с применяют башмаки с капроновыми вкладышами. Для крепления башмаков к каркасу кабины или противовеса в основании предусмотрены четыре продолговатых отверстия, позволяющих при установке башмаков регулировать их положение относительно каркаса, а следовательно, и положение каркаса относительно направляющих в шахте. Рабочей частью башмака, охватывающей направляющую с трех сторон, служат капроновые вкладыши.
Вкладыш установлен в кольцевом пазу основания с крышкой. Аналогичным образом между уступом основания и крышкой зафиксирована одна часть упругого резинового полукольца. Другая его часть заделана в проточке вкладыша. Изменение положения направляющей в вертикальной и горизонтальной плоскостях компенсируется деформацией полукольца с возможным поворотом вкладыша относительно продольной оси направляющей.
Вкладыш болтом закреплен в обойме, которая, в свою очередь, фиксирована на корпусе с помощью оси. Между обоймой и основанием помещен амортизатор. Он не только смягчает работу башмака, но и позволяет капроновому вкладышу перемещаться в горизонтальной плоскости и поворачиваться относительно оси. Это исключает заедание башмака на направляющей при ее искривлении в плоскости, параллельной основанию.
В некоторых башмаках после монтажа лифта ставят чугунные вкладыши, которые заменяют после приработки направляющих капроновыми. Чтобы избежать трения скольжения башмаков по направляющим, на что затрачивается значительная энергия, применяют роликовые башмаки. В них наблюдается трение качения роликов по направляющим. Такие башмаки устанавливают на лифтах с высокими скоростями.