История диспетчеризации

Материал из Лифтопедия: онлайн энциклопедия о лифтах
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Знакомое всем сегодня понятие «диспетчер по лифтам» в то время отсутствовало как профессия, зато возле каждого лифта дежурил лифтер. Однако по мере развития высотной застройки росло и количество лифтов, которое требовало оптимизации процесса обслуживания лифтового оборудования. И постепенно начали применяться, так называемые, «трёхсигналки» – системы контроля, при которых один лифтер следил одновременно за работой 10 – 15 лифтов, расположенных в 2 – 3 домах в пешей доступности. Трехсигнальная диспетчерская система позволяла одновременно контролировать работу до 30 – 40 лифтов и была разработана трестом «Лифтремонт» – прототипом современного «Мослифта».

Свое название трехсигнальная система получила из-за принципа работы. На пульте у лифтера было 3 сигнальных лампочки, информирующих о состоянии одного лифта: первая – сигнал из лифта (вызов из кабины), вторая – сигнал о наличии пассажира в кабине, третья – сигнал об открытии дверей лифта.

В случае поступления того или иного сигнала, лифтер принимал решение выхода на лифт и проверки его состояния или вызволения пассажира из застрявшей кабины. После чего он возвращался к пульту, где продолжал вести наблюдение в рамках дежурства. В свою очередь, за исправность лифтового оборудования и проведения регламентных работ и технических проверок отвечали электромеханики по лифтам.

С развитием Москвы и появлением массовой застройки в конце 1960-х и начале 1970-х появляются спальные районы с домами от 9 этажей и выше, что повлекло за собой рост лифтового комплекса, который в те времена на территории столицы полностью представляла компания Мослифт. Если прежде на один московский микрорайон приходилось 5 – 10 лифтов, то теперь стало приходиться 80 – 100. Это неминуемо требовало от «Мослифта» решения вопроса по автоматизации процессов сервисного обслуживания лифтового оборудования. Кроме того, стали строиться и тепловые подстанции, внутри домов появились технические помещения для автоматизации различных задач по обслуживанию многоквартирных домов. В начале 70-х годов прошлого века начинает происходить трансформация «трехсигналок» в объединенные диспетчерские службы (ОДС), которые организовывались при ЖЭКах. Тогда появляются новая профессия – диспетчер ОДС и новая модель диспетчерского пульта – ОДС-320.

ОДС-320 имела совершенно новую архитектуру с использованием радиорелейных систем с определенными логическими схемами, дающими новые возможности, такие как запись переговоров на магнитную ленту, управление подкачкой насосов, дистанционное включение освещения лестничных клеток в подъездах и другие нововведения, что привело к новым требованиям, в том числе и для лифтового оборудования. В частности, теперь лифт должен был выдавать сигнал о состоянии цепей безопасности, появилась громкоговорящая связь, связь не только с лифтом, но и другими техническими помещениями – подвалами и чердаками, электрощитовой и подъездом. Новые системы должны были отвечать новым стандартам домостроения: контролировать противопожарную автоматику, управление вентиляцией, системой дымоудаления, расширительными баками и многим другим.

Одна диспетчерская позволяла охватывать участок от 30 домов, этот стандарт актуален и в наше время. Вместо лифтеров теперь смену вел диспетчер, в оперативном подчинении которого находились электромеханики и иной персонал, а на случай нештатной ситуации была служба электромонтеров, которые ремонтировали и содержали диспетчерские пульты.

Источники