Иван Петрович Кулибин
Иван Петрович Кулибин (10 апреля 1735 — 30 июля 1818) — нижегородский механик-изобретатель из мещан. Родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу.
С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход), механический экипаж с педальным приводом.
В 1793 г. Екатерине II было 64 года. Стареющей царице, отличавшейся тучной комплекцией, стало все труднее подниматься по мраморным ступеням многочисленных лестниц Зимнего дворца. Кресло-подъемник, сконструированное И.П. Кулибиным специально для императрицы, можно считать прообразом современного лифта. По удобству и безопасности оно могло сравниться, пожалуй, лишь с императорским ложем. Поднимаясь в таком лифте, Екатерина II сохраняла присущую ей величественную осанку, как если бы она восседала на троне. В течение 3 лет подъемное кресло помогало Екатерине II преодолевать расстояние между этажами. Кабина лифта поднималась с помощью винтового механизма, приводившегося в действие от парового привода.
После смерти императрицы лифт редко применялся по назначению: чаще всего придворные использовали изобретение Кулибина для всевозможных розыгрышей и развлечений. Спустя некоторое время про хитроумное устройство забыли, а при очередной реконструкции царской резиденции его заложили кирпичом. Такова была судьба этого удивительного изобретения, опередившего свое время. Будь оно оценено по достоинству, на лифте могли бы кататься уже современники А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Однако первые лифты с паровым, гидравлическим, а затем и электрическим приводом появились в крупных российских городах только в конце XIX — XX вв.